Еще год назад корпорацию BYD воспринимали как непотопляемый авианосец китайского автопрома. Сегодня гигант вдруг зашатался. Августовский рост продаж в 0,1% — скорее, статистическая погрешность. Для сравнения, Geely в тот же месяц подскочила на 38%. Инвесторы, привыкшие к другим цифрам, делают брови домиком: «А это точно тот самый BYD?».
BYD долгие годы держала лидерство за счет простого приема — агрессивных скидок, которые превращали покупку машины почти в рефлекторное решение. Но власти Пекина вмешались: ценовая война, заявили они, угрожает всей отрасли. BYD пришлось отменить свое ноу-хау.
Недописанный роман
На фоне рекордных поставок у Leapmotor (57 тыс. машин в августе), стремительного роста Xpeng и неожиданного успеха Xiaomi, которая продала свыше 30 тыс. авто, BYD выглядит уже не так уверенно.
UBS (один из крупнейших мировых игроков в сфере управления капиталом и аналитики) и другие источники утверждают: после ликвидации суперскидок BYD эпоха затопления рынков дешевыми машинами подходит к концу.
После сообщения о 30-процентном падении прибыли компании за второй квартал акции BYD потеряли около $6 млрд капитализации. Аналитики Sanford C. Bernstein еще допускают, что компания дотянет до 5,1 млн машин в 2025-м, но расчеты Bloomberg не такие радужные — максимум 4,9 млн. При этом сама BYD все еще настаивает на цели в 5,5 млн.
Чтобы выполнить ее, компании нужно за четыре месяца продать 2,6 млн автомобилей — почти столько же, сколько она реализовала за предыдущие восемь. Это, как если бы вы попытались дописать роман за неделю, хотя прежде писали не больше главы в месяц.
Власть подрезает крылья
После того как власти «щелкнули BYD по носу», на домашнем рынке корпорация пошла вразнос. В августе продажи в Китае рухнули почти на 15%.
«В Китае никто не должен становиться слишком великим — кроме правящей верхушки», — ядовито отмечает автор Financial Times.
И ладно бы только сверху BYD «прикрутили гайки». Главное, что китайские покупатели устали от простых моделей компании и тянутся к конкурентам, которые продают не просто авто, а «смартфоны на колесах»: с продвинутым автопилотом, голосовым ассистентом, огромным экраном, превращающим машину в кинотеатр и т.д.
«Сегодня покупатель в Китае выбирает не только цену, но и «мозги» автомобиля, — напоминает обозреватель аналитического центра China EV100. — Умная машина важнее дешевого ценника».
Новички вроде Xiaomi и Xpeng не избалованы субсидиями и льготами. Именно поэтому они поставили на инновации. На фоне их «примочек» достоинства BYD выглядят бледно, как кнопочный телефон рядом с iPhone.
Глобальный макияж
Справедливости ради, за рубежом картинка ярче: поток автомобилей BYD в Европу, Латинскую Америку, Юго-Восточную Азию не иссякает. В отчетах компании это подается как глобальное триумфальное шествие. Но цифры не дают впасть в эйфорию: из 2,9 млн машин за восемь месяцев только около 800 тыс. ушли за границу.
UBS в комментарии гонконгской South China Morning Post констатирует: «Без цифры экспорта статистика BYD выглядела бы совсем грустно».
Далеко не все гладко у BYD в Европе. Конкуренты из Поднебесной требуют своей доли европейского пирога. С 30 октября 2024 года ЕС ввел дополнительные пошлины: для BYD это +17% к базовым 10% на импорт (для для Tesla Shanghai — всего 7,8%).
Лишившийся своего главного оружия – суперскидок – BYD хватает воздух ртом, как рыба, выброшенная на берег.
Очень выгодное падение
Тем не менее, BYD все еще самый крупный игрок на рынке электромобилей Китая: доля компании 14,4%, что в десять раз выше, чем у многих «модных» новичков. Даже если BYD оступится, у компании остается колоссальный задел и «глобальное присутствие» на рынке EV. Поэтому дилеры не сбрасывают компанию со счетов, в том числе и те, что торгуют авто с пробегом.
Любопытное наблюдение BloombergNEF: средняя остаточная стоимость автомобилей BYD падает на 45% за первый год и до 67% за три года владения.
Те, кто готов действовать быстро, могут получить современный EV с хорошей комплектацией за минимальные деньги, в то время как новые модели BYD продолжают дорожать.
Подытоживая, можно сказать, что рынок электромобилей сегодня напоминает марафон, в котором половина участников – спринтеры. Кто из них первым выдохнется — пока не понятно. Не исключено, что уже в 2025-м мы получим ответ на этот вопрос.
Продажи китайских авто на внутреннем рынке
(август 2025 года)
Источники: Bloomberg.com, Сnevpost.com.