Пока «большие» электромобили штурмуют отметку $100 000, в мире потихоньку набирает силу другой тренд — ультрабюджетные одно- и двухместные электрокары до $8000. Малютки, которые раньше считались игрушками, превращаются в серьезную альтернативу для города, деревни и даже логистики. Почему это происходит — и кто уже в деле?
Разочарование в электромобилях больших размеров (не все могут их себе позволить, да и не всем они нужны) подогревает интерес к моделям без излишеств. Люди все чаще задаются вопросом: а нужно ли мне 300 лошадиных сил, если я езжу за хлебом и обратно? Особенно это касается городских жителей, пенсионеров, молодых семей и малого бизнеса — всех тех, кто устал от сверхзатрат, парковочных квестов и регулярного обновления софта, который никто не просил устанавливать.
На этом фоне микрокары дешевле $8000 становятся новой нишей.
По данным Fortune Business Insights глобальный рынок micro electric vehicle (MEV) демонстрирует стабильный рост.
За два года – рост почти на +30 %, с предсказанным среднегодовым темпом роста (CAGR) на уровне 6–12 % (в зависимости от исследования). Впечатляющая динамика!
Да, у этих авто нет круиз-контроля, автопилота и панорамной крыши. Зато они всегда в наличии, заряжаются из обычной розетки и не требуют постоянных визитов к дилеру.
Ниже — три самых заметных представителя тихой микрореволюции: KG Motors Mibot (Япония), Citroën Ami (Франция) и Wuling Air EV (Китай). Все на 100% харизматичны и практичны.
KG Motors Mibot: самурай минимализма
Японская KG Motors решительно восстала против традиционной логики. Их Mibot — возвращение к философии «достаточности»: один человек, один мотор, один экран. Модель создавалась с прицелом на пожилых японцев (живущих в пригороде) и молодых горожан, которым приходится маневрировать по улицам шириной в дорожный конус.
Внешне — симметричная крошка в стиле 1980-х, слегка похожая на обогреватель на колесах. Внутри — одинокое водительское кресло, экран слева, кнопки справа, все предельно функционально. При этом электромобиль умеет получать обновления по воздуху, что редкость даже у машин вдвое дороже.
Заряжается Mibot от обычной розетки, спокойно попадает под японскую категорию kei-cars (миникаров), а значит, не требует техосмотра и парковочного места. В багажнике можно провезти два канистры или собаку. Пожалуй, даже собачку с канистрами (кроме Сенбернара).
Технические характеристики Mibot:
Citroën Ami: капсула из Европы
Французский Citroën Ami стал первым «игрушечным автомобилем», который не стесняется своей дешевизны, а наоборот, делает на ней акцент. Производитель не скрывает, что формально «дружок» даже не автомобиль, а квадроцикл. Зато он доступен подросткам с 14 лет, не требует водительских прав во Франции и Германии и заряжается быстрее, чем смартфон.
Двухместный, ультрасимметричный (левая и правая дверь открываются в разные стороны), с пластиковыми панелями, которые легко менять, можно получить в любой, в том числе фирменной расцветке, — от «бургер-мобиля» до «парижского кофе-кара».
Создан Ami для коротких городских поездок, аренды, доставки еды. Его не страшно поцарапать, не нужно чинить у официального дилера и удобно парковать практически везде, где помещается тележка из супермаркета.
Технические характеристики Citroën Ami:
Wuling Air EV: китайская атака на всех
Китайский автопром, конечно, не мог пройти мимо тренда и выпустил свою «гипербюджетную» сенсацию: Wuling Air EV. Этот микрокар уже стал бестселлером в Индонезии, Пакистане, Китае и в некоторых частях Латинской Америки. Он создан при участии SAIC, GM и Wuling, что делает его самым интернациональным в нашем списке.
В отличие от Ami и Mibot, Air EV — почти полноценный автомобиль: у него 2 или 4 посадочных места (в зависимости от конфигурации), нормальные двери, экран мультимедиа, даже климат-контроль. И вся эта роскошь — по цене ниже, чем у смартфона с логотипом надкусанного яблока.
Он тихий, достаточно тяговитый для пробок, и в старших версиях поддерживает быструю зарядку. Экспортные версии уже появились в Египте, на Филиппинах и в Бразилии, а недавно и в Европе — с чуть подправленным салоном.
Технические характеристики Wuling Air EV:
Заглянем в завтра
Итак, пока автопроизводители гонятся за дисплеями и автопилотами "как у Илона", микромодели берут на себя рутину: отвезти ребенка в школу, съездить за молоком, доставить обед. У них нет амбиций, зато на них есть спрос — и это главное.
В 2025 году мы наблюдаем не просто тренд на микро, а почти классовый протест: люди больше не хотят платить за то, что им не нужно.
Так что не удивляйся, если через пару лет твой следующий «авто» будет весить меньше рюкзака, а стоить – как штраф за неправильную парковку.
Источники: Motortrend.com, Licarco.com