08.07.25

Мутит в Tesla? Добро пожаловать в электробудущее!

5
Мутит в Tesla? Добро пожаловать в электробудущее!

«Электрички» все активнее завоевывают дороги мира – в 2024 году каждый пятый новый автомобиль был на батарее. Но вместе с ростом популярности растет и количество жалоб на… укачивание. Пассажиры – особенно на заднем сиденье – жалуются на головокружение, тошноту и общее недомогание. Что происходит?

В том, что в электромобилях люди чувствуют себя хуже, виноваты не какие-нибудь мифические силы, а реальный нейронный конфликт, пишет Theguardian.com.

Паника мозга

Ученые объясняют: наш мозг привык к бензиновым или дизельным авто с их рычанием, вибрацией и рывками. Это позволяет заранее «угадывать» движения машины. А в электрокарах – тишина, плавность, отсутствие предупреждающего гула мотора. В итоге сенсорные сигналы от глаз, ушей и тела перестают совпадать – и мозг впадает в панику. Это и вызывает симптомы укачивания.

«Когда вы впервые попадаете в новую среду движения, мозг не знает, чего ожидать. И пока не научится – может стать очень плохо», –утверждает Вильям Эмон, исследователь из Франции.

Особенно сильно влияет на самочувствие рекуперативное торможение – когда машина замедляется плавно и долго, без характерных толчков. В 2024 году было доказано: такое мягкое снижение скорости («deceleration») провоцирует тошноту даже у тех, кто обычно переносит поездки нормально.

Отдать якоря!

Проблема оказалась настолько распространенной, что ей всерьез занялись исследовательские группы в Европе и Азии. В частности, Университет технологии Белфора и Монтбельяра (Франция) и Токийский институт транспорта в 2024 году опубликовали данные: до 30% пассажиров электромобилей жалуются на симптомы укачивания при поездках свыше 20 минут.

По мере роста доли электрокаров на дорогах ситуация будет только обостряться. Поэтому автопроизводители и нейрофизиологи уже ищут решения проблемы. Наиболее перспективные из них:

  • Визуальные подсказки – экраны с мягкой анимацией, световые сигналы и динамическая подсветка помогают мозгу предугадывать маневры;
  • Тактильная обратная связь – легкие вибрации в кресле синхронизируют восприятие движения;
  • Активная позиция – управляя машиной самостоятельно, человек лучше предсказывает ускорения и торможения, и почти не испытывает дискомфорта.

Исследователи подчеркивают: чем быстрее мозг получит новые «якоря восприятия», тем легче пройдет адаптация к электробудущему. Так что, если вас начинает мутить в «электричке», не спешите винить автопром – возможно, это ваш вестибулярный аппарат протестует против будущего. Наука обещает, что мозг со временем адаптируется. А пока – держите мятные леденцы под рукой. Кто сказал, что переход в новую эру должен быть комфортным?

Источник: Theguardian.com, Motor1.com

1