Вчера американцы обожали Toyota и мечтали о Honda. Сегодня снова тянутся к Ford и Chevrolet. Завтра, возможно, не будет ни того, ни другого. Американский авторынок последние десять лет напоминает качели, а вкусы покупателей — термометр экономических и политических перемен.
Согласно статистике, американцы предпочитают американское. Но дело не столько в их патриотизме и звезде на капоте, сколько в цифрах кредита.
История одной любви
В начале 2010-х американцы массово пересаживались на японские и корейские авто. Причина проста: Toyota, Honda и Hyundai предлагали лучшее соотношение цены и надежности, особенно в компактных и среднеразмерных классах. На фоне скандалов с качеством у GM и Chrysler, а также банкротства последней, американские бренды выглядели устаревшими и ненадежными.
Все изменилось с 2015–2016 годов, когда GM и Ford реабилитировались, запустив линейки качественных SUV, пикапов и улучшив уровень комфорта авто.
Финансовые стимулы стали козырем: местные производители начали предлагать 0% кредиты, скидки для «своих» и выгодные условия трейд-ина.
Лозунг «Buy American» («Покупай американское») начал обретать новый смысл.
Главные факторы выбора американца
В США автолюбовь — вещь прагматичная, почти бухгалтерская. Американцев волнует не столько то «кто круче» из автопроизводителей, а «кто даст машину на год под 0,9% и зальет масло бесплатно».
Пикап как национальный символ
С 2017 года Ford F-150, Chevrolet Silverado и RAM 1500 прочно удерживают первые три строчки по продажам. Для многих американцев, особенно в центральных и южных штатах, выбор пикапа — не просто удобство, а демонстрация стиля жизни и ценностей.
Импортные пикапы практически отсутствуют. Японцы и корейцы не смогли предложить американцам ни длинную линейку, ни выгодные цены траков — особенно в условиях субсидий для GM и Ford.
При покупке Chevrolet или RAM можно получить кредит под 0–1,9%, в то время как Toyota или Honda дают 3,9% и выше.
Лизинг у американцев тоже дешевле и проще — особенно для семей, ветеранов и работников заводов. Банки часто сотрудничают с местными брендами, снижая планку входа для среднего американца.
Как видите, у повальной любви американцев к пикапам есть веские причины.
Второй шанс американских брендов
Так обстоит дело с автомобильными приоритетами американцев сегодня. Но завтра все может опять перевернуться.
С 1 августа 2025 года США вводит 25% пошлины на импорт автомобилей из Японии и Южной Кореи. Это мощный удар по Toyota, Honda, Hyundai, Kia и Subaru. Аналитики спорят как он отразится на авторынке США.
Очевидно, что стимость японских и корейских авто вырастет на $2 500–5 000 минимум — даже на базовые седаны. Toyota и другие японцы лихорадочно попытаются удержать цены, жертвуя прибылью. «Toyota поглощает 25 % тариф, чтобы сохранить долю на рынке. Но это ей очень дорого обходится…» — отмечает Financial Times.
Hyundai/Kia делают свой ход, масштабно вбухивая $21 млрд в американское производство и перезапуская цепочки поставок. Впрочем, практически все азиатские компании в срочном порядке переносят сборку своих авто в США и Мексику. Проблема в том, что это дело не быстрое, «переезд» потребует пару-тройку лет.
На нынешнем временном отрезке американские бренды снова выиграют, просто потому что они уже в Америке – локализованы, субсидированы и вписываются в политическую повестку. Ford, GM и Stellantis не душат пошлины, у них есть крутые финансовые льготы, и весь модельный ряд в фаворе: пикапы, внедорожники, muscle-кары.
Значит, лозунг «Buy American» останется актуальным в ближайшие годы — особенно в условиях тарифной войны. Электромобили от японских и корейских брендов притормозят свое проникновение на рынок США, и американские бренды получат второй (или уже третий) шанс, особенно в бюджетном сегменте.
Но… как только Toyota, Hyundai и другие перенесут производство в Техас и Огайо — цены снова сравняются, и гонка начнется заново.
Что это означает для вторички?
Если сравнить вторичный авторынок Америки с океаном, то сейчас по его поверхности не просто волны, а цунами скидок и панических распродаж.
К примеру, цены на электрокары обрушились. По данным Cox Automotive, средняя цена подержанного электромобиля в США упала на 29% за год (по сравнению с маем 2023 года). Для сравнения: бензиновые машины за тот же период потеряли в цене только 7%.
«Сейчас рынок электрокаров напоминает айсберг, от которого отломился кусок льда — часть его ушла под воду, и если вы ловкий ныряльщик, можно достать бриллиант почти даром», – говорит эксперт Manheim Auctions Дэйв Харрис.
Тем более, что через месяц ожидается приток на вторичку 1000000 авто из лизинга (об этом мы подробно писали здесь, не будем повторяться).
Когда цены повесили нос
Если вы охотитесь за хорошей машиной из США, наступает момент взять лизинговый электрокар по сверхвыгодной цене. На аукционах появляются Tesla Model 3 2020 года за $16 000, Chevrolet Bolt уходит по $9–12 тысяч. И это не утиль, а рабочие машины с реальным остатком ресурса.
Еще веселее ситуация на аукционах с «битками». По данным Copart и IAAI, средняя стоимость поврежденных авто с начала года упала на 12–15%. Особенно подешевели машины после легких ДТП (в I квартале 2025 года на 7–12% по сравнению с прошлым годом).
Пока на рынке избыток предложений — нужно брать самые ликвидные/выгодные авто с повреждениями. Спустя месяц-два цены на них (из-за тарифов Трампа) могут немного подрасти, утверждают аналитики рынка.
Очевидно, что 25% пошлины на авто из Японии и Южной Кореи изменят баланс на рынке, могут изменится и предпочтения европейских покупателей авто с пробегом из США. Скорее всего, они будут проявлять больше внимания к
Соответственно, упадет интерес к
На горизонте — еще более глубокая трансформация рынка. Но не обязательно с негативными последствиями. К примеру, ожидается, что уже к середине 2026 года доля автомобилей американского происхождения на вторичном рынке может превысить 60%. Это увеличит конкуренцию между поставщиками, что, в свою очередь, поможет стабилизировать цены.
Что делать вам в этом автоводовороте новостей? Как и раньше, держитесь InterCargo — у нас крепкое сцепление с реальностью и мы никогда не дадим вам забуксовать!
Вектор импорта 2012 – 2016
Смена курса 2016–2024: пикапы, кредиты и патриотизм
Перед штормом 2025: ритейлеры готовятся, продажи растут
Августовский «путч»: 25 % тариф на азиатские авто
7 июля 2025 Трамп объявил 25 % тариф на японские и корейские авто и комплектующие — он вступает в силу с 1 августа.
Источники: Сoxautoinc.com, Jdpower.com