08.07.25

Почему народ в США покупает американские авто? И что будет завтра?

9
Почему народ в США покупает американские авто? И что будет завтра?

Вчера американцы обожали Toyota и мечтали о Honda. Сегодня снова тянутся к Ford и Chevrolet. Завтра, возможно, не будет ни того, ни другого. Американский авторынок последние десять лет напоминает качели, а вкусы покупателей — термометр экономических и политических перемен.

Согласно статистике, американцы предпочитают американское. Но дело не столько в их патриотизме и звезде на капоте, сколько в цифрах кредита.

История одной любви

В начале 2010-х американцы массово пересаживались на японские и корейские авто. Причина проста: Toyota, Honda и Hyundai предлагали лучшее соотношение цены и надежности, особенно в компактных и среднеразмерных классах. На фоне скандалов с качеством у GM и Chrysler, а также банкротства последней, американские бренды выглядели устаревшими и ненадежными.

Все изменилось с 2015–2016 годов, когда GM и Ford реабилитировались, запустив линейки качественных SUV, пикапов и улучшив уровень комфорта авто.

Финансовые стимулы стали козырем: местные производители начали предлагать 0% кредиты, скидки для «своих» и выгодные условия трейд-ина.

Лозунг «Buy American» («Покупай американское») начал обретать новый смысл.

Главные факторы выбора американца

В США автолюбовь — вещь прагматичная, почти бухгалтерская. Американцев волнует не столько то «кто круче» из автопроизводителей, а «кто даст машину на год под 0,9% и зальет масло бесплатно».

  • Первое, что бросается в глаза — кредитные условия у американских брендов в США лучше, чем у импортных. Ford, Chevrolet, Dodge и прочие местные игроки получают от производителей щедрые субсидии. Это позволяет дилерам предлагать низкие ставки, долгие сроки и меньшее количество бумажек.
    Импортные бренды вроде Toyota или BMW не так щедры. Ставка выше, одобрение кредита сложнее. Получается, что «японец» может выйти на $80 в месяц дороже. В пересчете на бензин это еще пара недель поездок до работы. Для американца это важно, он не любит платить лишнего.

  • Имеет место и психологический эффект. Если твой сосед, дядя и троюродный брат ездят на Ram или GMC — ты подсознательно думаешь: «Чего мудрить, если у всех так?» Это как пицца из соседней закусочной — не лучшая в городе, но ты точно знаешь, что от нее не помрешь.

  • Плюс — сервис и ремонт. Американские машины проще, дешевле в обслуживании, запчасти для них едва ли не под ногами. Найти механика, который знает, как подлечить твой Chrysler — это не квест, а рутина: «привет, Джо, опять генератор сдох, заменишь?». С BMW такой фокус не пройдет. Там диагностика — как визит к хирургу, а счет — как за консультацию адвоката.

  • Наконец, размер также имеет значение. Американские машины большие. В них «помещается все: семья, собака, теща и две лодки». Люди в США привыкли к простору. Они не мыслят себя в компактной капсуле, им нужен дом на колесах, пусть и без Wi-Fi.

Пикап как национальный символ

С 2017 года Ford F-150, Chevrolet Silverado и RAM 1500 прочно удерживают первые три строчки по продажам. Для многих американцев, особенно в центральных и южных штатах, выбор пикапа — не просто удобство, а демонстрация стиля жизни и ценностей.

Импортные пикапы практически отсутствуют. Японцы и корейцы не смогли предложить американцам ни длинную линейку, ни выгодные цены траков — особенно в условиях субсидий для GM и Ford.

При покупке Chevrolet или RAM можно получить кредит под 0–1,9%, в то время как Toyota или Honda дают 3,9% и выше.

Лизинг у американцев тоже дешевле и проще — особенно для семей, ветеранов и работников заводов. Банки часто сотрудничают с местными брендами, снижая планку входа для среднего американца.

Как видите, у повальной любви американцев к пикапам есть веские причины.

Второй шанс американских брендов

Так обстоит дело с автомобильными приоритетами американцев сегодня. Но завтра все может опять перевернуться.

С 1 августа 2025 года США вводит 25% пошлины на импорт автомобилей из Японии и Южной Кореи. Это мощный удар по Toyota, Honda, Hyundai, Kia и Subaru. Аналитики спорят как он отразится на авторынке США.

Очевидно, что стимость японских и корейских авто вырастет на $2 500–5 000 минимум — даже на базовые седаны. Toyota и другие японцы лихорадочно попытаются удержать цены, жертвуя прибылью. «Toyota поглощает 25 % тариф, чтобы сохранить долю на рынке. Но это ей очень дорого обходится…» — отмечает Financial Times.

Hyundai/Kia делают свой ход, масштабно вбухивая $21 млрд в американское производство и перезапуская цепочки поставок. Впрочем, практически все азиатские компании в срочном порядке переносят сборку своих авто в США и Мексику. Проблема в том, что это дело не быстрое, «переезд» потребует пару-тройку лет.

На нынешнем временном отрезке американские бренды снова выиграют, просто потому что они уже в Америке – локализованы, субсидированы и вписываются в политическую повестку. Ford, GM и Stellantis не душат пошлины, у них есть крутые финансовые льготы, и весь модельный ряд в фаворе: пикапы, внедорожники, muscle-кары.

Значит, лозунг «Buy American» останется актуальным в ближайшие годы — особенно в условиях тарифной войны. Электромобили от японских и корейских брендов притормозят свое проникновение на рынок США, и американские бренды получат второй (или уже третий) шанс, особенно в бюджетном сегменте.

Но… как только Toyota, Hyundai и другие перенесут производство в Техас и Огайо — цены снова сравняются, и гонка начнется заново.

Что это означает для вторички?

Если сравнить вторичный авторынок Америки с океаном, то сейчас по его поверхности не просто волны, а цунами скидок и панических распродаж.

К примеру, цены на электрокары обрушились. По данным Cox Automotive, средняя цена подержанного электромобиля в США упала на 29% за год (по сравнению с маем 2023 года). Для сравнения: бензиновые машины за тот же период потеряли в цене только 7%.

«Сейчас рынок электрокаров напоминает айсберг, от которого отломился кусок льда — часть его ушла под воду, и если вы ловкий ныряльщик, можно достать бриллиант почти даром», – говорит эксперт Manheim Auctions Дэйв Харрис.

Тем более, что через месяц ожидается приток на вторичку 1000000 авто из лизинга (об этом мы подробно писали здесь, не будем повторяться).

Когда цены повесили нос

Если вы охотитесь за хорошей машиной из США, наступает момент взять лизинговый электрокар по сверхвыгодной цене. На аукционах появляются Tesla Model 3 2020 года за $16 000, Chevrolet Bolt уходит по $9–12 тысяч. И это не утиль, а рабочие машины с реальным остатком ресурса.

Еще веселее ситуация на аукционах с «битками». По данным Copart и IAAI, средняя стоимость поврежденных авто с начала года упала на 12–15%. Особенно подешевели машины после легких ДТП (в I квартале 2025 года на 7–12% по сравнению с прошлым годом).

Пока на рынке избыток предложений — нужно брать самые ликвидные/выгодные авто с повреждениями. Спустя месяц-два цены на них (из-за тарифов Трампа) могут немного подрасти, утверждают аналитики рынка.

Очевидно, что 25% пошлины на авто из Японии и Южной Кореи изменят баланс на рынке, могут изменится и предпочтения европейских покупателей авто с пробегом из США. Скорее всего, они будут проявлять больше внимания к

  • Пикапам и разнокалиберным внедорожникам из США — благодаря тому, что они избежали тарифного пресса и доступны по цене;
  • Электрокарам и гибридам. Растущие цены на топливо в Европе усилит спрос на эти типы машин — продажи американских Tesla, гибридов Ford и GM увеличатся.

Соответственно, упадет интерес к

  • Японским и корейским моделям с пробегом — цены на них могут подскочить и тогда европейцам станет выгоднее искать авто напрямую в Японии или Корее.

На горизонте — еще более глубокая трансформация рынка. Но не обязательно с негативными последствиями. К примеру, ожидается, что уже к середине 2026 года доля автомобилей американского происхождения на вторичном рынке может превысить 60%. Это увеличит конкуренцию между поставщиками, что, в свою очередь, поможет стабилизировать цены.

Что делать вам в этом автоводовороте новостей? Как и раньше, держитесь InterCargo — у нас крепкое сцепление с реальностью и мы никогда не дадим вам забуксовать!

 

  • Для тех, кто любит точные цифры

Вектор импорта 2012 – 2016

  • На старте десятилетия около 50 % рынка принадлежало импортным авто, главным образом японским и корейским — Toyota, Honda, Hyundai.
  • Camry, Civic, Elantra — лидировали, гарантируя ежедневный комфорт и предсказуемость.
  • В это время GM и Chrysler еще не залечили свои раны после кризиса 2008‑2010.

Смена курса 2016–2024: пикапы, кредиты и патриотизм

  • Клиенты переходят от седанов к SUV и пикапам: их доля выросла с ~35 % до почти 50 % в 2019‑2020гг.
  • В 2024 году Ford F‑150, Chevy Silverado и RAM 1500 каждый продавали по ~730–800 тыс. машин — почти рекордные объемы для сегмента полутрейлеров этой весовой категории.
  • Финансирование — решающий фактор, отмечает Еdmunds. У американцев кредиты 0–1,9 %, тогда как импортеры — под 3,9 % и выше. Разница по пятилетней ссуде — $2 500.
  • Патриотизм в рекламе стал эффективным инструментом: «Buy American — и ты в дамках».

Перед штормом 2025: ритейлеры готовятся, продажи растут

  • Cox Automotive зафиксировала 16,8 млн продаж в декабре 2024 — максимум за три года.
  • Приближение тарифов весной дало еще один импульс: GM +17 %, Hyundai‑Kia +10 % в Q1 2025.
  • Импортеры стараются распродать запас до августа. Особенно это касается Camry и Sonata.

Августовский «путч»: 25 % тариф на азиатские авто

7 июля 2025 Трамп объявил 25 % тариф на японские и корейские авто и комплектующие — он вступает в силу с 1 августа.

  • По оценке Budget Lab (Йель): цены на новую машину могут вырасти на 13,5 %, или примерно $6 400 при средней цене $48 000.
  • S&P Global Mobility предупреждает: 46 % рынка зависит от импортных авто, то есть под каток тарифов попадет почти половина продаж.
  • Oxford Economics прогнозирует: производство в Японии и Корее сократится на ~7 %

Источники: Сoxautoinc.com, Jdpower.com

1