Рынок подержанных автомобилей переживает драматический момент: при общем росте цен на 2% некоторые модели буквально «сыплются». Сразу несколько известных машин — от Tesla до Porsche Taycan — резко подешевели. Что происходит? Почему электрокары и гибриды обесцениваются быстрее, чем успевают зарядиться?
Недавнее исследование iSeeCars показало: наибольшие потери — у Tesla, которая заняла сразу четыре места в первой десятке антирейтинга авто, быстро теряющих цену.
То, что главный удар пришелся на Tesla — не случайность. За последние годы рынок наводнен подержанными электромобилями, особенно моделями S, 3, Y и X. Рост производства, активные скидки на новые авто, программы trade-in и обновления «по воздуху» привели к переизбытку предложений. В итоге даже трехлетняя Tesla уже не выглядит «почти новой» — моральное старение у EV происходит быстрее, чем у классических авто.
Владельцы Tesla устали от непредсказуемости перепрошивок и обновлений интерфейса, которые меняют поведение машины, но не улучшают ее ценность на вторичке. После волны лояльности к бренду настал момент критического взгляда: не всем нравится идея быть бета-тестером за $50 000.
При этом проблемы с качеством сборки и послепродажным сервисом остаются актуальными. Неспроста на форумах пишут: «пережить первый год с Tesla — уже подвиг. Особенно если ты не электрик или буддист».
Таблица 1. Подержанные автомобили в возрасте от 1 до 5 лет с самым большим падением цен – исследование iSeeCars
Разделы таблицы: Рейтинг/Модель/Средняя цена май 2025 г./ $ Разница в цене по сравнению с прошлым годом
Фактор Императора Марса
Когда-то имя Илона Маска играло роль живого логотипа: стоило произнести «Tesla» — и в воображении сразу возникал гениальный изобретатель, визионер, человек, поставивший будущее на колеса.
Но в последние два года этот образ стремительно мутирует. Маск переключился с технологий на политику. Вместо анонсов новых моделей — репосты конспирологических теорий и баталии с журналистами. Вместо инженерного гения — комментатор, бросающийся в каждый медийный костер.
Личные взгляды никому не запрещены. Но беда в том, что бренд Tesla до сих пор плотно сшит с персоной Маска. И когда он увлекается политическими дрязгами, условный покупатель электромобиля начинает ощущать себя не водителем, а участником политического перформанса.
Не удивительно, что часть аудитории бренда отдаляется – не из-за машин, а из-за их создателя. Особенно чувствительно это для тех, кто покупал Tesla как символ прогресса, экологичности, нейтралитета и глобального разума. Сегодня этот же бренд для многих стал символом шума, агрессии и «мальчика, который все усложнил».
Покупатели смотрят на рынок и думают: «Может, взять Hyundai или Polestar? У них глава компании хотя бы не пишет манифесты в 3 утра».
Еще один фактор угасания интереса к Tesla и не только — батарея, сердце и ахиллесова пята электромобиля. Даже если на нее остается гарантия, покупатель подержанного EV боится двух слов: деградация и замена. Условно — «что делать через два года, если запас хода упадет на треть?».
Porsche Taycan также не случайно теряет почти 13% стоимости за год (более 10 000 долларов). Это электромобиль с агрессивным разгоном и спортивными настройками, и он требует особого отношения к батарее. Но на практике владельцы давят на «тапок» как в последний раз, заряжаются на Supercharger'ах и чхать хотели на режим эксплуатации.
Поэтому бывший в употреблении Taycan быстро теряет статус «электросуперкара» и превращается в тревожный лот. Покупатели боятся не качества сборки, а затрат, которые внезапно могут на них свалится.
У гибридов из антирейтинга iSeeCars другая проблема: двойное обслуживание, сложная архитектура, дорогие комплектующие. Зачем это покупателю, когда на соседней стоянке за те же деньги можно взять понятный бензиновый кроссовер?
Добавьте сюда нарастающее давление со стороны китайских брендов, которые выходят на рынок с продуманной сервисной инфраструктурой и более понятными условиями владения — и вот он, идеальный шторм.
Помните, как покупатели радовались $7 500 налогового возврата при покупке EV в США? Так вот, теперь эти льготы либо отменены, либо действуют только на новые автомобили, собранные на территории США, с определенными компонентами.
Это создало странный эффект: новые EV по факту оказываются не намного дороже подержанных, особенно если учитывать скидки от производителя. Зачем платить $46 000 за трехлетнюю Model S, если за $50 000 можно взять новую, с полной гарантией и свежим интерьером?
Сильно обесцениваются не только электромобили, но и гибриды, особенно Ford Explorer Hybrid, BMW 5 Series Hybrid, Escape Plug-In Hybrid. Каждый из них за год потерял от 8,5 до 11,3% стоимости. Дело тут вовсе не в «непонятности» формата, а в холодном потребительском расчете: эти машины сложнее и дороже в обслуживании, чем обычные с ДВС, при этом не дают всех выгод электромобиля — ни тихого хода, ни субсидий, ни возможности зарядки от розетки в гараже без топлива.
Особенно наглядно это демонстрирует Ford Explorer Hybrid: большой, тяжелый, с «неэкологичным» расходом. Стоимость замены или ремонта гибридной трансмиссии у него — неподъемная для вторичного рынка. Те, кто ищет экономию, берут бензиновый кроссовер попроще. Те, кто хочет идти в ногу с будущим — берут полноценный EV.
Plug-in гибриды типа Escape вообще оказались в ловушке инфраструктуры: для их полноценной эксплуатации нужно заряжать батарею регулярно, но не каждый второй владелец имеет такую возможность. В итоге машина используется как тяжелый бензиновый автомобиль с бесполезным аккумулятором, и рынок это прекрасно понимает.
Нелады и с премиум-сегментом. Maserati Levante, Mercedes-AMG GT и прочие красивые машины теряют по $5 000–10 000 в год, потому что роскошь больше не гарантирует ликвидность. В условиях, когда надежность и стоимость владения выходят на первый план, эмоциональные покупки вроде кабриолетов или спортивных SUV выходят из моды.
Выигрывают сейчас те, кто покупает. На вторичке можно найти трехлетнюю Tesla за $25–30 тысяч, и если вы готовы принять не только ее достоинства, но и особенности — это правильное решение и очень выгодная покупка. Особенно с учетом того, что новые автомобили уже не такие «горячие», как прежде, и тем более — не такие дешевые.
Проиграли — те, кто брал EV по максимальной цене. Особенно в 2022 году, когда спрос был ажиотажным, а доставка растягивалась на месяцы.
В целом можно сказать, что обвал цен на некоторые электрички — это не катастрофа, а симптом. Мы начали понимать, что за блестящим дизайном и громкими заявлениями часто скрываются устаревающие технологии, дорогое обслуживание и быстро падающая ликвидность.
Рынок взрослеет. Сегодня подержанная Tesla — больше не фетиш, а предмет переговоров с жестким торгом.
Источники: Iseecars.com, Motor1.com