Настал момент истины для автомобильного рынка: США и ЕС обсуждают отмену взаимных импортных пошлин на автомобили. Переговоры пока не завершены, но сам факт диалога оживил рынок: игроки готовятся к возможному скачку спроса на машины из Америки, в том числе с пробегом.
Сейчас при ввозе автомобиля из США в ЕС действует 10% таможенная пошлина. Со стороны США налог на европейские машины составляет 2,5%, но есть и исключения — например, 25% (т.н. «Сhicken Tax») действует на пикапы и коммерческий транспорт.
По данным Handelsblatt, Брюссель и Вашингтон обсуждают возможность «обнуления» этих тарифов в рамках будущего пакета экономического сотрудничества.
Варианты на столе: от точечной корректировки до более амбициозной отмены взаимных пошлин (н-р, «zero-for-zero» – ноль на ноль). Один из рабочих сценариев — снижение тарифа на американские авто до уровня, сопоставимого с другими странами-партнерами (например, 2,5% — как в случае с Южной Кореей).
Аналитики Automotive News Europe подсчитали: снижение пошлины даже до 5% даст экономию до €1,500 на легковой автомобиль. В случае полной отмены налога — от €1,800 до €3,500, особенно на более дорогие модели. При этом цена авто из США на европейском рынке может оказаться даже ниже, чем у аналогов с локального рынка — особенно в сегменте SUV и пикапов с богатой комплектацией.
Это откроет огромные перспективы как для частных покупателей, так и для дилеров, работающих с лотами Copart и IAAI.
По информации Politico Europe, новые автомобильные пошлины могут быть включены в торговый пакет США-Европа и представлены еще до конца 2025 года.
Почему шанс на соглашение реален
Эксперты отмечают, что обе стороны заинтересованы в снятии барьеров. Несколько факторов усиливают мотивацию сторон к переговорам:
Комментируя перспективы сделки, эксперт Bruegel Institute Франческо Ницци заявил: «Переговоры — это не гарантия, но и не ритуал. Есть заинтересованность с обеих сторон, и автомобильная отрасль — одна из немногих, где политически возможно найти компромисс».
Вы скажете: но, например, Беларусь или Грузия не в ЕС — коснется ли их общеевропейское снижение тарифов? Коснется, и довольно быстро. Эти страны уже сейчас пользуется транзитными и логистическими схемами, завязанными на Польшу, Литву, Германию. Если Европа начнет массово упрощать ввоз авто из США, белорусские и грузинские импортеры тоже получат выгоду — через снижение цен, расширение ассортимента и новые маршруты. Грамотный посредник вроде InterCargo поможет вам выжать из этих перемен максимум.
Напомним, что Беларусь уже предпринимала попытки временного снижения ставок для стимулирования импорта автомобилей — особенно в 2020–2021 годах, когда были обнулены пошлины на электромобили. Подобное возможно и в будущем, особенно если ЕАЭС (в который входят Беларусь, Россия, Казахстан, Армения и Кыргызстан) примет согласованное решение.
Что касается Грузии, то она активно сотрудничает с Евросоюзом в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС и Глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли (DCFTA), подписанных в 2014 году. Это уже сейчас позволяет ей импортировать товары из ЕС на льготных условиях, а в перспективе — расширить номенклатуру беспошлинных товаров и упростить торговые процедуры.
Но ЕС может пойти и по другому пути
Однако «не все так однозначно». Если переговоры провалятся, ЕС может, наоборот, повысить барьеры для американских авто. Причины? Защита своего автопрома, растущий дефицит бюджета, давление со стороны профсоюзов и экологов.
Эксперт Deutsche Welle Себастьян Шмидт считает, что «в условиях усиливающейся конкуренции и зеленого курса Евросоюз может сыграть на опережение — поднять пошлины на машины с ДВС, особенно с высоким уровнем выбросов». Это ударит по большинству машин с аукционов США, особенно пикапов и SUV с большими моторами.
Чего ждать покупателям б/у авто из США?
ЕС и США пока далеки от финальных подписей, но переговоры об отмене пошлин идут — и это важный сигнал для всех участников цепочки: от экспортеров, логистов и посредников до конечных покупателей.
Если пошлины отменят — отлично. Цены на американские авто в Европе просядут, а «вторичка» резко оживится. Правда, и конкуренция среди импортеров резко усилится, особенно в нише гибридов и кроссоверов.
Если же налоги, наоборот, повысят или ЕС пойдет по пути ограничений — выиграют те, кто умеет быстро перестраивать маршруты и хорошо ориентируется на рынке. Вывод простой: следите за переговорами, просчитывайте ходы заранее и не упустите окно возможностей, если оно откроется.
Пока соглашения нет — у клиентов из Европы есть люфт: можно спокойно покупать авто в США и завозить в ЕС по реальным ценам.
Тарифы остаются стабильными и предсказуемыми. С грамотной логистикой и выбором оптимальной юрисдикции их можно существенно снизить.
И главное: в любых рыночных бурях держитесь тех, кто знает, как вести корабль. InterCargo работает с лучшими аукционами, гибко выстраивает логистику (мониторит все изменения, вовремя предупреждает клиентов о новых «правилах игры») и помогает купить отличное авто по самой выгодной цене. Хотите выиграть в этой гонке? Давайте с нами!
Контекст к моменту публикации статьи
С 1 августа США вводят 30% пошлину на электромобили из Европы — формально для защиты производителей, фактически как жесткий сигнал Германии и Франции. Европа в затруднении: Германия боится навредить своим заводам в США, Франция требует ответных мер, а Брюссель пока ограничивается заявлениями.
Трамп использует это как рычаг — возможна сделка, где ЕС ослабит тарифы в обмен на закупки американского газа, сельхозпродукции или оборонные контракты.
Краткосрочно — ожидается эскалация и частичные ответные меры ЕС. Среднесрочно — европейские автопроизводители могут перенести сборку за пределы ЕС, чтобы сохранить рынок США. Долгосрочно — возможен обмен уступок между сторонами. Все изложенное в статье актуально — переговоры продолжатся. Нельзя исключать классическую «трамп-стайл» манеру заключать сделки: сначала жесткие требования и пошлины, а затем — взаимовыгодные компромиссы.
Что касается подержанных автомобилей из США — введение специальных тарифов на них ЕС маловероятно. Эти машины массово покупают частные лица, и резкий рост цен вызвал бы социальное недовольство. Кроме того, любые новые тарифы требуют длительных согласований в ЕС. Сейчас основное внимание — на новых и электрических авто.
Источники: Сommission.europa.eu, Еconomy.ge