Европейский автопром бодро мчался в электробудущее — как вдруг получил холодный душ из Китая, который остановил экспорт ключевых редкоземельных металлов. Паники в Европе пока нет, но тревога нарастает: склады с магнитами и компонентами на основе неодима и празеодима стремительно пустеют. Если ситуация не изменится, первые конвейеры могут остановиться уже в июне.
Как пишет Financial Times, с апреля Китай взял под контроль экспорт редкоземельных металлов (РЗМ). Сейчас без одобрения властей страны никто не имеет права вывезти из нее ни грамма сырья. Формально разрешение получить можно, но на практике его почти не выдают.
В то же время из таких РЗМ, как диспрозий, неодим и тербий, делают постоянные магниты, которые являются сердцами не только электромоторов, но и систем рулевого управления, аудиосистем, кондиционеров и даже ветряных турбин. 90% всего мирового производства таких магнитов сосредоточено в Китае. Сейчас их поток из Китая практически заморожен.
«Эта зависимость — результат десятилетий бездействия. Сейчас расплачиваться приходится всей цепочке», — ядовито отмечает Handelsblatt.
Склады в США и Европе пустеют
Не только у ЕС, но и у США осталось запасов всего на несколько недель. По информации Automobilwoche, отдельные поставщики уже не получают нужные компоненты. Рост цен на редкоземельные металлы неизбежен. С начала года стоимость ключевых элементов — диспрозия, неодима и тербия — уже подскочила на 40–50%. Это начинает бить по производителям электродвигателей и всей электроники, увеличивая себестоимость сборки автомобилей, бытовой техники и даже ветряных турбин. И грозит вылиться в рост цен на конечную продукцию — от электромобилей до кондиционеров.
Для сравнения: в случае с полупроводниками удар пришел неожиданно, но замена была возможна, монополистов не было. Здесь же — китайcкий тупик.
Пока в Поднебесной расставляют свои бюрократические рогатки, в Европе и США вспоминают старую истину: не клади все яйца в одну корзину.
Да, ЕС продвигает так называемый Critical Raw Materials Act, согласно которому к 2030 году на территории Евросоюза должно перерабатываться не менее 15% стратегического сырья. Но это — всего лишь перспектива, а дефицит уже наступил.
У США есть собственные месторождения редкоземельных металлов (к примеру, Mountain Pass в Калифорнии), однако большая часть из них либо неразработана, либо разработка идет очень медленно.
Альтернатива есть, но много «но»
Европейские и американские власти лихорадочно пытаются снизить зависимость от Китая. ЕС продвигает законопроект Critical Raw Materials Act, который к 2030 году должен обеспечить переработку как минимум 15% стратегического сырья на своей территории. США заключили долгосрочный договор по добыче редкоземов в Украине — опять долгосрочная перспектива, которая не решает острый дефицит сегодня.
Австралийская компания Lynas Rare Earths стала первой реальной альтернативой Китаю: она расширяет производство диспрозия и других редкоземельных металлов в Малайзии и уже подписала крупные контракты с Японией и США. Европа пока лишь наблюдает за развитием событий.
Аналитики из Bloomberg предупреждают: «Рост производства вне Китая займет годы, а пока производственные цепочки рискуют серьезно нарушиться». По их мнению, возможное смягчение китайских ограничений зависит от политических переговоров и баланса торговых интересов между мировыми державами.
В США Пентагон поддерживает строительство перерабатывающих мощностей, а в Бразилии планируется наращивание добычи. Возможно, это немного поправит ситуацию через 3–5 лет.
И все же, если Китай не пойдет на существенные уступки, Европа и США рискуют столкнуться с долгосрочным дефицитом редкоземельных металлов, который может тормозить развитие электромобилей и «зеленой» энергетики.
Пожалуй, лучше всего об этом сказал еврокомиссар по внутреннему рынку Тьерри Бретон: «Если Европа не возьмет под контроль свою сырьевую политику, мы не будем ни зелеными, ни цифровыми».
Источники: Аutomobilwoche.de, Еlektroauto-news.net