19.06.25

Спорткар из рубашки: BMW меняет карбон на лен

1
Спорткар из рубашки: BMW меняет карбон на лен

Карбон уходит в прошлое. BMW нашла материал, который легче, экологичнее и уже проверен в автоспорте. Это композит из льна — жесткий, прочный и эффектный, созданный в сотрудничестве со швейцарской компанией Bcomp. Новый подход не просто снижает выбросы и облегчает утилизацию — он меняет правила игры в мире сверхлегких и прочных материалов.

Инновационный материал создается на основе волокон льна — того самого растения, из которого когда-то ткали скатерти и рубашки.

Разница в том, что на выходе получается не текстиль, а прочный композит, внешне напоминающий карбон, но при этом не зависящий от нефтехимии. Все сырье — возобновляемое, рисунок волокон живой и самобытный, идеально подходящий для деталей, которые на виду (крыша, капот, диффузор, интерьерные вставки).

Разработка заняла несколько лет. В проекте участвовала компания Bcomp, с которой также сотрудничают Porsche, Volvo и Polestar. Однако именно BMW первой решила не просто поэкспериментировать, а сделать новый материал частью производственной стратегии. На снимках опытного M4 Coupe уже можно рассмотреть компоненты из натурального композита. Причем дело не только в эффектном внешнем виде. По расчетам BMW, установка крыши из льняного композита позволяет сократить углеродные выбросы на 40% по сравнению с аналогичной карбоновой деталью.


Тест-драйв на Нюрбургринге

Перед тем как внедрить новинку в серийное производство, инженеры протестировали ее в самых жестких условиях — на гоночных трассах. Впервые материал появился у BMW в 2019 году в болидах Formula E, Сначала заменили отдельные панели на M4 DTM и GT4, и теперь готовят материал к участию в 24-часовой гонке на Нюрбургринге.

Генеральный директор BMW M Францискус ван Меель подтвердил, что натуральные волоконные композиты станут частью сверхлегких конструкций в будущих моделях. Компания рассчитывает, что инновация будет использоваться не только в автоспорте, но и в гражданских автомобилях линейки BMW M. Внедрение ожидается постепенно — сначала в виде опций из каталога M Performance, а затем, возможно, и в стандартной комплектации.

Карбону пора на покой?

Новый композит экологичнее, легче, прочнее и потенциально дешевле в производстве и утилизации. Кроме того, он придает автомобилю новую визуальную эстетику: вместо стерильного карбонового «плетения» — естественный рисунок волокон.

Что в это время делают конкуренты BMW? Пока наблюдают. Audi и Mercedes активно работают с переработанным алюминием, пластиком, биоотделкой, но радикальных решений по замене карбона на кузовных или несущих элементах пока не принимают. Возможно, ждут, пока BMW «обкатает» технологию.


Если новый материал действительно оправдает ожидания, на наших глазах произойдет большой поворот: изменится сама природа автомобильных конструкций — от искусственного к натуральному, от нефтяного к растительному. Полный натюрлих!

ТОП новых материалов, использованных в авто

за последние 10 лет

  1. Биокомпозиты (лен, джут, кокос)
    Лен — новый любимец, но встречаются и джут, и кокосовая койра в обивке и шумоизоляции. BMW, Volvo, Mercedes и Bugatti используют панели и вставки из растительных волокон, скрепленных смолами. Они легче, чем пластик, и биоразлагаемы.
  2. Термопластик нового поколения
    Не просто пластмасса, а армированные термопласты, которые формуются быстрее, гнутся без потерь прочности и пригодны к вторичной переработке. Используются в обвесах, подкрылках, багажных отсеках. У Audi и Toyota — серийные решения.
  3. Алюминий-магниевые сплавы
    Настоящий хит у Porsche, Jaguar и Tesla: они легкие как композит, но поддаются ремонту и не боятся усталости металла. Применяются в подвесках, каркасах дверей и крышах.
  4. Углеродные «сэндвичи» и 3D-печать карбона
    McLaren и Koenigsegg первыми начали печатать сложные элементы из углеволокна. Porsche Taycan получил панели из карбона с переработанным наполнителем — облегченные и ударопрочные.
  5. Сталь с эффектом памяти
    Звучит как фантастика, но уже есть легированные стали, которые могут возвращать форму после деформации. Пока эксперимент, но в защите пешеходов (безопасные капоты) перспективы огромные.

Источники: Сarscoops.com, Motor1.com

1