Карбон уходит в прошлое. BMW нашла материал, который легче, экологичнее и уже проверен в автоспорте. Это композит из льна — жесткий, прочный и эффектный, созданный в сотрудничестве со швейцарской компанией Bcomp. Новый подход не просто снижает выбросы и облегчает утилизацию — он меняет правила игры в мире сверхлегких и прочных материалов.
Инновационный материал создается на основе волокон льна — того самого растения, из которого когда-то ткали скатерти и рубашки.
Разница в том, что на выходе получается не текстиль, а прочный композит, внешне напоминающий карбон, но при этом не зависящий от нефтехимии. Все сырье — возобновляемое, рисунок волокон живой и самобытный, идеально подходящий для деталей, которые на виду (крыша, капот, диффузор, интерьерные вставки).
Разработка заняла несколько лет. В проекте участвовала компания Bcomp, с которой также сотрудничают Porsche, Volvo и Polestar. Однако именно BMW первой решила не просто поэкспериментировать, а сделать новый материал частью производственной стратегии. На снимках опытного M4 Coupe уже можно рассмотреть компоненты из натурального композита. Причем дело не только в эффектном внешнем виде. По расчетам BMW, установка крыши из льняного композита позволяет сократить углеродные выбросы на 40% по сравнению с аналогичной карбоновой деталью.
Тест-драйв на Нюрбургринге
Перед тем как внедрить новинку в серийное производство, инженеры протестировали ее в самых жестких условиях — на гоночных трассах. Впервые материал появился у BMW в 2019 году в болидах Formula E, Сначала заменили отдельные панели на M4 DTM и GT4, и теперь готовят материал к участию в 24-часовой гонке на Нюрбургринге.
Генеральный директор BMW M Францискус ван Меель подтвердил, что натуральные волоконные композиты станут частью сверхлегких конструкций в будущих моделях. Компания рассчитывает, что инновация будет использоваться не только в автоспорте, но и в гражданских автомобилях линейки BMW M. Внедрение ожидается постепенно — сначала в виде опций из каталога M Performance, а затем, возможно, и в стандартной комплектации.
Карбону пора на покой?
Новый композит экологичнее, легче, прочнее и потенциально дешевле в производстве и утилизации. Кроме того, он придает автомобилю новую визуальную эстетику: вместо стерильного карбонового «плетения» — естественный рисунок волокон.
Что в это время делают конкуренты BMW? Пока наблюдают. Audi и Mercedes активно работают с переработанным алюминием, пластиком, биоотделкой, но радикальных решений по замене карбона на кузовных или несущих элементах пока не принимают. Возможно, ждут, пока BMW «обкатает» технологию.
Если новый материал действительно оправдает ожидания, на наших глазах произойдет большой поворот: изменится сама природа автомобильных конструкций — от искусственного к натуральному, от нефтяного к растительному. Полный натюрлих!
ТОП новых материалов, использованных в авто
за последние 10 лет
Источники: Сarscoops.com, Motor1.com