29 апреля Дональд Трамп подписал указ, который снижает пошлины на импортные комплектующие для сборки автомобилей в США. Сработало давление производителей и дилеров, утверждающих, что жесткие тарифы могут поставить американский автопром на грань коллапса. Новый шаг — попытка снять напряжение и дать производителям больше свободы.
Согласно подписанному документу, отныне любой автомобиль, собранный в Штатах и содержащий не менее 85% компонентов, произведенных в США, Канаде или Мексике (страны USMCA), будет полностью освобожден от импортных пошлин.
На практике это работает так. Если автомобиль, собранный в США, стоит $50 000, то допустимый предел стоимости импортных деталей составляет $7 500 — в этом случае пошлина не взимается. Если же в машине половина компонентов — из США/USMCA, а вторая половина — импортные, то пошлина начисляется не на всю иностранную долю, а только на 35% от стоимости автомобиля в первый год действия новой тарифной схемы (с 3 апреля 2025 года до 2 апреля 2026 года)
По текущим данным, только две модели на американском рынке соответствуют уровню локализации в 85% и выше — это Tesla Model 3 Performance и Tesla Model Y предыдущего поколения, обе — с долей американских компонентов на уровне 87,5%. Новый Cybertruck (82,5%) и Ford Mustang (80%) до него не дотягивают. У большинства других автомобилей «американская составляющая» еще меньше.
Указ предусматривает своеобразное «домашнее задание» для производителей. Тем, кто хочет избежать новых тарифов, предлагается в течение двух лет нарастить долю американских компонентов до требуемого уровня.
Более того, производители смогут подать заявку на частичную компенсацию уже уплаченных тарифов — в размере 3,75% от рекомендованной розничной цены каждого автомобиля, собранного в США в период с 3 апреля 2025 года по 30 апреля 2026 года. Во второй год компенсация сокращается до 2,5%, а затем полностью отменяется. Это временное послабление должно дать шанс компаниям перенести часть производств обратно в США и адаптироваться к новым требованиям.
Любопытный нюанс: по американскому закону автопроизводители обязаны указывать долю деталей, сделанных в США и Канаде, но эти страны в расчетах не разделяются, все просто складывается в одну цифру. Например, если 30% деталей из США, а 30% из Канады — на наклейке будет указано 60%, без уточнений. Пока это играет на руку автопроизводителям, но если пошлины начнут считать только по реально американским деталям, такой подход может вызвать сложности.
Важно отметить, что нововведения не отменяют действующие пошлины в размере 25%, которые вступили в силу 2 апреля 2025 года и касаются около 8 миллионов автомобилей, ежегодно импортируемых в США «целиком».
Источники: Carscoops.com, Reuters.com