Еще недавно китайские автомобили в Европе воспринимались как курьез. Сегодня — это реальность: их покупают, копируют, тестируют, с опаской следят за продвижением. Центр гравитации автотехнологий сдвинулся — теперь он не в Вольфсбурге и не в Детройте, а в Гуанчжоу. Пока китайцы весело поют караоке в электрокарах, европейцы сбиваются с ног, пытаясь нагнать Поднебесную.
Если верить производителям из КНР, караоке — это не глупость, а ключ к сердцу покупателя. Китайцы хотят петь — в дороге, с семьей, по пути на свидание. Еще пару лет назад европейцы над этим посмеялись бы. Сегодня в Volkswagen признают: «шутки кончились». Караоке в авто стало функцией, ради которой машину покупают.
Автомобиль — уже не просто транспорт. Это продолжение квартиры, медиа-комнаты, телефона. «Хотите звук, голосовое управление, контент на заказ, автотюнер голоса? Пожалуйста, главное — пойте!», говорят китайцы.
Они не просто добавили караоке в авто. Они убрали все, что мешает петь.
«В Вольфсбурге никто не думал, что в машине найдется место караоке. Но оказалось — это нужная штука», — признал Арно Антлиц, финдир Volkswagen, на конференции FT.
«Китайские электрокары вроде BYD и Xpeng стали интерфейсом с цифровой жизнью. Они не только поют, но и думают, наливают чай, ставит лайки или делают массаж», — пишет The Guardian.
Переход с ускорением
Еще десять лет назад изделия китайского автопрома считались одноразовыми. Рынок держали Германия, Япония, Франция. Но наступила аккумуляторная эра — и Пекин пошел ва-банк: субсидии, полная мобилизация ресурсов, использование возможностей огромного внутреннего авторынка. Европа же до сих пор обсуждает «стратегию перехода».
Невероятно, но факт:
По данным Schmidt Automotive Research, в некоторые месяцы 2024-го китайцы делали до 10% продаж электромобилей в Европе. У себя дома — 12,8 млн проданных электромобилей и гибридов. Это больше, чем весь годовой объем продаж в Европе.
Весной 2023 года на автосалоне в Шанхае Франк-Штеффен Валлизер из Bentley был потрясен: «То, что я увидел, это выстрел в упор». Машина в Китае — это уже персональный Butler, личный слуга.
Tesla еще держится, но уже отступает. Пока Маск спорит о политике в X, BYD набирает скорость. По прогнозам, протекционизм Трампа может добить американский автопром.
Аналитик Evercore ISI Крис МакНэлли после недавнего визита в Шанхай пришел к неутешительному выводу: «Инвесторы не понимают, насколько далеко ушел Китай».
Он сидел в Aito M8 с автопилотом от Huawei, массажным креслом и встроенным проектором. И пытался понять, как эта машина может стоить вдвое меньше европейского аналога — около $15 000.
Невероятно, но факт:
Seal, Cyberster, G6: Китай пробует Европу на зуб
На тест-драйве Британской ассоциации автопроизводителей китайцы показали BYD Seal U DM-i ($42 300) — конкурента Tiguan ($55 000). Там же были Omoda, Jaecoo, Leapmotor, Geely и Xpeng. Последний дебютировал в Британии с моделью G6: просторный салон, голосовое управление, масса ассистентов. Эксперт The Guardian признал: по цене-качеству — это убийца сегмента. MG Cyberster, кабриолет от SAIC, также стал звездой теста.
Европа, конечно, отбивается. Renault 5 стартует с $29 200. Производство упрощено, платформа AmpR Small готова. Renault 4 выйдет через 3 года, а Twingo — через 2. Поможет им в этом… китайский партнер.
Вопрос только, сможет ли Renault получить прибыль с этих авто.
Невероятно, но факт:
Европа на подтанцовке?
Как говорят мудрецы, если не можешь кого-то победить, подружись с ним. Поэтому VW инвестирует в Xpeng, Stellantis — в Leapmotor. Volvo и Polestar все ближе к Geely. JLR запускает бренд Land Rover Freelander в партнерстве с Chery. Nissan предлагает собирать китайские авто в Британии.
Батареи? Почти все — из Китая. Попытка создать европейский ответ — Northvolt — обернулась провалом.
В марте BYD показал аккумулятор, добавляющий 400 км за 5 минут зарядки. CATL через неделю выкатил 500 км. Рынок предсказуемо вздрогнул.
Есть ли, несмотря на это, у Европы шанс? Да.
«Кроме того, покупатель в Европе осторожен и лоялен к «своим» брендам, его нелегко уговорить купить новую марку», — говорит Эрик Заер из Bain & Company.
«Китайцы не волшебники. Просто быстрее все решают и не боятся рисков. Мы тоже так можем», — считает Франк-Штеффен Валлизер.
В Европе начали осознавать: если в автосалоне Гуанчжоу покупатель проверяет не разгон авто, а качество сабвуфера и синхронизацию с Douyin, значит, наступила новая реальность.
Для тех, кто этого не поймет, шоу может завершится навсегда. Сцену разберут проворные китайцы и перепродадут налево – с караоке и подсветкой.
Источники: Theguardian.com, Motor1.com