17.06.25

Вперед и с песней: пока Китай поет караоке, Европа репетирует под «фанеру»

20
Вперед и с песней: пока Китай поет караоке, Европа репетирует под «фанеру»

Еще недавно китайские автомобили в Европе воспринимались как курьез. Сегодня — это реальность: их покупают, копируют, тестируют, с опаской следят за продвижением. Центр гравитации автотехнологий сдвинулся — теперь он не в Вольфсбурге и не в Детройте, а в Гуанчжоу. Пока китайцы весело поют караоке в электрокарах, европейцы сбиваются с ног, пытаясь нагнать Поднебесную.

Если верить производителям из КНР, караоке — это не глупость, а ключ к сердцу покупателя. Китайцы хотят петь — в дороге, с семьей, по пути на свидание. Еще пару лет назад европейцы над этим посмеялись бы. Сегодня в Volkswagen признают: «шутки кончились». Караоке в авто стало функцией, ради которой машину покупают.

Автомобиль — уже не просто транспорт. Это продолжение квартиры, медиа-комнаты, телефона. «Хотите звук, голосовое управление, контент на заказ, автотюнер голоса? Пожалуйста, главное — пойте!», говорят китайцы.

Они не просто добавили караоке в авто. Они убрали все, что мешает петь.

«В Вольфсбурге никто не думал, что в машине найдется место караоке. Но оказалось — это нужная штука», — признал Арно Антлиц, финдир Volkswagen, на конференции FT.

«Китайские электрокары вроде BYD и Xpeng стали интерфейсом с цифровой жизнью. Они не только поют, но и думают, наливают чай, ставит лайки или делают массаж», — пишет The Guardian.


Переход с ускорением

Еще десять лет назад изделия китайского автопрома считались одноразовыми. Рынок держали Германия, Япония, Франция. Но наступила аккумуляторная эра — и Пекин пошел ва-банк: субсидии, полная мобилизация ресурсов, использование возможностей огромного внутреннего авторынка. Европа же до сих пор обсуждает «стратегию перехода».

Невероятно, но факт:

  • Xpeng умеет стримить караоке в TikTok в реальном времени.
  • BYD обеспечивает шумоизоляцию уровня звукозаписи.
  • У Geely — салонное световое шоу, синхронизированное с песней. Караоке-набор обгоняет по популярности электропривод багажника.

По данным Schmidt Automotive Research, в некоторые месяцы 2024-го китайцы делали до 10% продаж электромобилей в Европе. У себя дома — 12,8 млн проданных электромобилей и гибридов. Это больше, чем весь годовой объем продаж в Европе.

Весной 2023 года на автосалоне в Шанхае Франк-Штеффен Валлизер из Bentley был потрясен: «То, что я увидел, это выстрел в упор». Машина в Китае — это уже персональный Butler, личный слуга.

Tesla еще держится, но уже отступает. Пока Маск спорит о политике в X, BYD набирает скорость. По прогнозам, протекционизм Трампа может добить американский автопром.

Аналитик Evercore ISI Крис МакНэлли после недавнего визита в Шанхай пришел к неутешительному выводу: «Инвесторы не понимают, насколько далеко ушел Китай».

Он сидел в Aito M8 с автопилотом от Huawei, массажным креслом и встроенным проектором. И пытался понять, как эта машина может стоить вдвое меньше европейского аналога — около $15 000.


Невероятно, но факт:

  • В электрокарах КНР — зеркала с ИИ, OLED-панели на все торпедо, распознавание лица для запуска двигателя.
  • Некоторые модели уже интегрированы с умными очками и смартфонами — интерфейс дополненной реальности проецируется на лобовое стекло.
  • Электрокар с изменяемым цветом кузова с помощью электрохромной краски? Да, и это уже есть.

Seal, Cyberster, G6: Китай пробует Европу на зуб

На тест-драйве Британской ассоциации автопроизводителей китайцы показали BYD Seal U DM-i ($42 300) — конкурента Tiguan ($55 000). Там же были Omoda, Jaecoo, Leapmotor, Geely и Xpeng. Последний дебютировал в Британии с моделью G6: просторный салон, голосовое управление, масса ассистентов. Эксперт The Guardian признал: по цене-качеству — это убийца сегмента. MG Cyberster, кабриолет от SAIC, также стал звездой теста.

Европа, конечно, отбивается. Renault 5 стартует с $29 200. Производство упрощено, платформа AmpR Small готова. Renault 4 выйдет через 3 года, а Twingo — через 2. Поможет им в этом… китайский партнер.

Вопрос только, сможет ли Renault получить прибыль с этих авто.

Невероятно, но факт:

  • Китай вкладывает в отрасль $100 млрд в год.
  • В 2024-м электромобили из Китая вышли на второе место по продажам в Европе.
  • Китайцы контролируют цепочки поставок редкоземельных металлов и чипов.

Европа на подтанцовке?

Как говорят мудрецы, если не можешь кого-то победить, подружись с ним. Поэтому VW инвестирует в Xpeng, Stellantis — в Leapmotor. Volvo и Polestar все ближе к Geely. JLR запускает бренд Land Rover Freelander в партнерстве с Chery. Nissan предлагает собирать китайские авто в Британии.

Батареи? Почти все — из Китая. Попытка создать европейский ответ — Northvolt — обернулась провалом.

В марте BYD показал аккумулятор, добавляющий 400 км за 5 минут зарядки. CATL через неделю выкатил 500 км. Рынок предсказуемо вздрогнул.

Есть ли, несмотря на это, у Европы шанс? Да.

  • Audi и BMW наработали передовую архитектуру 800V для быстрой зарядки.
  • Porsche экспериментирует с твердотельными батареями.
  • Сервисы, дилерские сети, безопасность, тесты — все в Европе на высоте.

«Кроме того, покупатель в Европе осторожен и лоялен к «своим» брендам, его нелегко уговорить купить новую марку», — говорит Эрик Заер из Bain & Company.

«Китайцы не волшебники. Просто быстрее все решают и не боятся рисков. Мы тоже так можем», — считает Франк-Штеффен Валлизер.

В Европе начали осознавать: если в автосалоне Гуанчжоу покупатель проверяет не разгон авто, а качество сабвуфера и синхронизацию с Douyin, значит, наступила новая реальность.

Для тех, кто этого не поймет, шоу может завершится навсегда. Сцену разберут проворные китайцы и перепродадут налево – с караоке и подсветкой.

Источники: Theguardian.com, Motor1.com

1